Февраль и Октябрь 1917 года.
Это части одного целого.
Это пули, выпущенные из одного оружия.
Это ступени одной лестницы, ведущие к крушению России.
До сих пор нет ответов на множество вопросов.
До сих пор неясно, как случилось то, что не должно было случиться.
И по сегодняшний день Россия не пришла в себя окончательно от потрясений тех дней.
Ведь и распад СССР в 1991 году является прямым следствием 1917 года.
Мы не узнали правды о тех днях.
Мы не осознали, как и почему рухнуло наше государство – Российская империя.
Мы не усвоили уроков Февраля и Октября.
И катастрофа вновь повторилась, пусть не так кроваво, пусть в щадящем варианте.
А сегодня опять раздаются призывы к решению российских проблем путем революции.
Трагедии забыты, уроки не выучены, жертвы замалчиваются.
Революция – это не радостные демонстранты и не рухнувший «режим».
Революция – это миллионы жертв, это голод и болезни. Это гражданская война, это фронты, куда отправились чуть позже «освобожденные» граждане России.
Никогда больше революция не должна случиться на нашей земле.
А для этого мы должны понимать, как она произошла раньше.
Кто же автор нашей революции?
Разве может у революции быть автор?
Это и есть главная загадка русской революции…
Глава 1
Темный момент в истории русской революции
Октябрь неотделим от Февраля в календаре русской революции совершенно так же, как неотделим в календаре природы. Это два звена одной непрерывной цепи, озноб и язва одной и той же чумы.
А. Керсновский
Плохо иметь англосакса врагом, но еще хуже иметь его другом.
Генерал А. Е. Вандам
Уже без малого девяносто лет прошло с момента Февраля и Октября, но до сих пор нет внятного объяснения, как и почему полная сил Российская империя рухнула в небытие. Начнешь изучать историю русской революции – и всюду натыкаешься на сплошные темные пятна. Объяснений событиям тех лет историки придумали много. И о чудо – меняется социальный и политический строй, а вместе с ним меняются и объяснения. Они все такие же солидные и убедительные, но уже диаметрально противоположные. Это как если бы при смене судьи каждый раз менялся бы подсудимый и вся система доказательств. Эти объяснения – они как круги по воде, скользят где-то наверху, а в глубине – тина, мрак и тишина…
Самый яркий пример – проезд Ленина в пломбированном вагоне. Германский шпион Ульянов, говорят нам одни историки, вернулся на родину с немецкими деньгами. Пролетарский вождь, говорят другие, приехал делать революцию. Однако никто не может объяснить, почему Ленин въехал в Россию свободно, почему ему не пришлось проникать в страну по подложным документам. Ведь он же прямо на вокзале призвал к свержению существующего строя, и ему ничего за это не было.
Изучать историю наших революций надо с помощью самого простого инструмента – здравого смысла. Если бы в одночасье умер здоровый, могучий и очень богатый человек, следствие во всех странах велось бы одинаково. Компетентные органы рассматривали бы все версии происшествия, искали мотивы, следы и доказательства. Ни один вариант не сбрасывался бы со счетов под тем предлогом, «что этого просто не может быть». Сыщики в своей работе не имеют права руководствоваться эмоциями, они должны рассматривать факты. Если речь идет о гибели целой державы, факты – это и документы, это и поступки людей.
Если заняться изучением революционного периода нашей истории, то главное чувство, которое охватывает, – это изумление. Такое невероятное количество странных поступков государств, политиков, правительств и партий, сконцентрированные на столь малом отрезке времени, вызывают противоречивые чувства. Однако давайте не будем считать политиков и государственных мужей дураками и простаками. Они не глупее нас с вами. И если их действия кажутся нам странными, значит, мы просто не понимаем их истинных мотивов и целей. Если удивительным образом совпадают по времени ряд серьезных политических событий, не будем считать это просто игрой случая. Будем искать тех, кому это выгодно…