1913. Лето целого века
Перед вами хроника последнего мирного года накануне Первой мировой войны, в который произошло множество событий, ставших знаковыми для культуры XX века. В 1913-м вышел роман Пруста «По направлению к Свану», Шпенглер начал работать над «Закатом Европы», состоялась скандальная парижская премьера балета «Весна священная» Стравинского и концерт додекафонической музыки Шёнберга, была написана первая версия «Черного квадрата» Малевича, открылся первый бутик «Прада», Луи Армстронг взял в руки трубу, Сталин приехал нелегально в Вену, а Гитлер ее, наоборот. покинул. Автор, немецкий критик и эссеист, сменивший во время последнего кризиса место работы с газеты на аукционный дом, а круг интересов – с острой злободневности на старое искусство, создал увлекательнейшую панораму оживленной культурной жизни времен рождения модернизма. В прессе книгу назвали «громадным тизером» XX века и самым живым напоминанием о том, как то, что представлялось данностью, оказалось хрупким, даже беззащитным.
Жанры: | Искусствоведение, История искусства, Культурология, Общая история |
Цикл: | Не является частью цикла |
Год публикации: | 2013 |
Если Ницше в восьмидесятых трубил о смерти Бога, то тридцать лет спустя Фрейд приговорил к смерти Отца. Именно так, под знаком отцеубийства - а значит, разрыва с традицией, уютным и удобным миром, "понятным" фигуративным искусством etc. - и проходил, по мнению Иллиеса, 1913. Юнг порвал с Фрейдом, Нижинский - с Дягилевым, Шенберг с тональностью, а Лоос с орнаментом. И только Пруст ищет воссоединения с собой и своей памятью (отец десять лет, как мертв).
Перед нами фантазийная документалистика - события и персонажи не вымышлены, события не случайны, и все же автор допускает сослагательное наклонение и откровенную фальшь (Гитлер и Сталин встречаются в парке дворца Шёнбрунн? "Саломея" Вагнера? "и прочее, и прочее, и прочее"). И тем не менее - читать это смешно, познавательно и невероятно увлекательно - особенно если понимать, о ком идет речь и как это позже было переработано в сами произведения. Здесь есть все: и детектив (мотив Моны Лизы), и комедия, истории успеха и болезней (насморк Брехта и многие душевные расстройства), но особенно много драмы и любовных романов. Повествование как будто выполнено в жанре немного кино - картинки бегло сменяют друг друга, эмоции зашкаливают, публика плачет и хохочет, за роялем - сам Иллиес.
Особенно смело рекомендую всем, кто любит модерн и/или увлекается в первую очередь немецкой культурой и литературой.